О том, как прошел мастер-класс "Городские истории. Небоскребы"

Дорогие друзья!

Пришло время поделиться рассказом о моем новом мастер-классе «Городские истории. Небоскребы», который проводился в Москве 30 июня, 7 и 14 июля 2016г., и 24, 30 и 31 июля - в Ярославле.

Курс получился очень насыщенным и информативным. Рисовать городской пейзаж всегда довольно непросто, но я подготовила вспомогательные материалы и приемы, благодаря которым можно было освоить технику совсем «с нуля».

Этот мастер-класс возник в результате моего путешествия по Сиэтлу, прекраснейшему городу США. Это фантастический город. Мегаполис с сумасшедшей энергетикой и особой атмосферой. Я провела там почти три недели и хочу вернуться еще.

Сиэтл - город небоскребов, шикарной природы, интересных людей и ИТ-компаний. Сиэтл меня покорил и оставил неизгладимый след в моем сердце. Я сделала несколько тысяч фотографий и привезла толстую пачку акварелей. Я рисовала все, что меня интересовало: залив, облака, озера, горы, лодки, небоскребы…. мне не хватило времени. Я уже немного рассказывала в блоге о своих каникулах. На уроках мы использовали исключительно мой материал.

Этот мастер-класс из трех уроков был целиком и полностью посвящен небоскребам, но вместе с этими архитектурными произведениями мы рисовали и деревья, и воду, и небо. Было непросто, но все справились на «отлично».

Каждый урок, как обычно, предполагал небольшой теоретический блок, упражнения и основную работу.

Для начала я хочу немного остановиться на материалах. Я все время пишу «все материалы предоставляются», а вот что за этим стоит? Что предоставляется? Да и в последнее время мне часто поступают вопросы про материалы для мастер-классов, многие спрашивают, какие материалы я использую на уроках…

Итак, поскольку акварель – техника, не терпящая практически никаких компромиссов, хорошие материалы – это чуть ли не половина успеха.

Самое главное – бумага. Для упражнений мы используем обычную бумагу российского производства для акварели, как правило, это «Рыбачка», ее фактура мне наиболее близка. Для основной работы – всегда хлопок. В зависимости от задач, это, по большей части Canson Fontenay, 300 гр/м, но, если того требует техника, используем Arches Torchon. 180 гр/м или Satin.

Кисти для участников я подбираю такие, какими пользуюсь сама, тут никаких компромиссов. Мы часто работаем кистями для каллиграфии. Я выбираю универсальные большие и средние кисти из волка и козы. Для заливок я использую кисти из колонка и синтетики, кисти из синтетики под колонок, размеры от 8 до 10. Для деталей – круглый колонок номер 1 и 3.

Не так давно в моем арсенале появились кисти-шлепперы из колонка, которыми так прекрасно рисовать тонкие провода и другие элементы.

Кроме того, у меня есть и мягкие флейцы из синтетики, плоские кисти из щетины и пр. Всеми этими кистями и рисуют участники моих мастер-классов.

Краски. Изначально на уроках мы рисовали красками «Сонет», которые я постепенно заменила «Белыми ночами». Сейчас для участников я выдаю коробочки на 12 цветов, состав красок сбалансирован под большую часть уроков. И, как правило, за один урок, я использую не больше 8 разных  цветов.

Ну и по мелочи: ластики, клячки, карандаши, бумага для того, чтобы попробовать цвет, палитры (есть и большие, и маленькие) и прочее. В последнее время я перешла на тряпочки для вытирания кистей из Икеа вместо бумажных полотенец, это удобно.

И, непосредственно о мастер-классе.

На первом уроке мы разговаривали о тоне, о его важности в работе. Разобрали, как анализировать и сравнивать тон. Все участники унесли с собой тональную шкалу из 12ти ступеней (собственноручно выкрашенную и составленную мной), которую, я надеюсь, будут использовать в своей творческой практике. А в качестве практической работы мы написали небоскребы сквозь деревья, при этом поэкспериментировали со спреем, губкой, лезвием, маскингом и другими «фишками».

 

Перед началом работы на листе А3 мы всегда отрабатываем самые важные приемы на тренировочной бумаге. Как правило, все типичные ошибки сразу «вылезают». После упражнения я каждому лично даю обратную связь, отмечаю положительные моменты в его работе, а также то, на что нужно будет особо обратить внимание в дальнейшем. Группы предполагают не более 8ми участников, что на текущий момент оптимально, можно уделить каждому достаточно времени.

Поскольку вопрос смешения цветов – далеко не простой, требующий большого опыта и много часов практики, я рекомендую готовый перечень цветов для замесов. Это существенно сокращает время и позволяет избежать грубых цветовых нарушений.

Моя концепция такова, что поскольку мастер-класс предполагает знакомство и отработку акварельной техники, мы делаем на этом основной акцент. Поскольку за три часа урока невозможно охватить все: и цветовой круг, и перспективу, и композицию. Это в принципе нереально, а знания, на мой взгляд. складываются по кусочкам, как пазл.

В своих самостоятельных работах, творческих поисках нужно и совершенно необходимо постоянно работать с цветом, искать гармоничные сочетания, анализировать натуру, раскладывать цвета на палитре. Но на мастер-классе я показываю технику, освоив которую, можно уже переключиться на другие важнейшие вещи. Самое интересное то, что при обозначенных цветовых замесах, абсолютно у всех получаются разные работы. Все дело в том, что взяв разные пропорции одних и тех же цветов, итоговый цвет будет отличаться.

После упражнения мы обязательно пьем чай, а потом переходим к основной работе.

Я не трачу на эскиз слишком много времени. Если это пейзаж, рисую пару основных линий, намечаю границы важных объектов. После эскиза я по шагам показываю как сделать первую заливку - «подложку», как мягко вплавить дома, как написать массив зелени и т.п. И далее  - деревья, второй слой домов, детализация и так далее.

На втором уроке нас  поджидал очень интересный городской пейзаж с небоскребами и розовыми деревьями, и очень важный разговор о перспективе.

На третьем уроке мы разбирали ритмическую завязку в картине, немного поговорили об отражениях и написали небоскребы с отражениями в воде. Я надеюсь, что к этому уроку каллиграфическая кисть стала если не лучшим, то верным и хорошим другом для всех участников, поскольку без нее в этот раз не обошелся ни один урок.

Работы получились у всех прекрасные!


Яндекс.Метрика