Широко известный и всеми любимый акварелист Мигель Линарес Риос прилетал в Москву из Испании, специально для того, чтобы провести мастер-класс по приглашению "Арт-каникул".
Пропустить такое я, конечно, не могла. У Мигеля очень интересная техника, я ее для себя называю "бархатная" техника, хотелось посмотреть "вживую", как же происходит это волшебство, и что для этого требуется.
А требуется для этого, ни много ни мало, гладкая бумага холодного прессования из хлопка (Arches Satin), краски в тюбиках (Мигель использует Rembrandt), включая большое количество белил, кисти из ушного волоса российского производства (ну, и другие разные), пластиковая палочка с острым концом, чтобы процарапывать бумагу, покрытую краской, две руки (в каждой по кисти и еще одна в зубах), фото-референс и большое количество фантазии... ну и разные другие материалы, приспособления и приемы.
Ниже можно посмотреть процесс к первой демонстрационной работе.
Техника у Мигеля очень затратная: много краски, много воды, много сил, много фото и много мегабайт памяти.
Немного тезисов:
- Я поняла для себя, что в его технике важно не замыливать, не рисовать большое пятно, а лучше маленькое поставить, посмотреть и еще добавить чуть-чуть
- Мигель все время следит за равновесием в картине
- Мигель работает с фотографией достаточно условно: берет только какую-то идею, много додумывает и добавляет/убирает
- Особое внимание Мигель уделяет композиции: рисует черно-белые эскизы, акцентирует главное, следит за тональными отношениями
- Во многих картинах (или даже во всех?) можно найти кота
- Работает очень быстро, иногда даже двумя руками, под большим углом наклона планшета
- Использует спрей с чистой водой
- Некоторые участки добавляет совершенно сухой кистью (эффект дыма из трубы)
- Лист крепит обычным прозрачным скотчем (см. ниже)
- Для процарапывания использует пластмассовую палочку
Итак. На начало я, конечно, опоздала. Но по фото могу предположить, что весь лист успели покрыть водой, мягко вплавить теплые цвета в небо у горизонта и начали море.
Мигель пишет красками в тюбиках Rembrandt, выдавливает их в палитру с закрывающимися баночками
Вот на этой мутной и размытой фотографии та самая палочка для процарапывания. Можно использовать пластиковую карту или лезвие.
А ниже как раз видно что делает эта палочка
Тени от пальм. Кстати, мне очень понравилось, как Мигель работает с фотографией. Он превращает фото в какую-то интересную историю. Додумывает и придумывает. И делает маленький черно-белый эскиз.
С песком тоже, видимо, до моего прихода успели поработать. Мигель прорабатывает дерево справа. Это сложно сразу понять и принять, но основной смысл такой, что всегда должна быть разница в толщине и расстоянии между ветками. Жизнь, игра, воздух.....Чередование четких и размытых линий, жестких и мягких, ярких и не очень....
Часть нужно было просушить феном
Кстати, Мигель работае на картонной основе от склейки и приклеивает лист самым обычным прозрачным скотчем. В это сложно поверить, но скотч, и правда, от гладкой бумаги хорошо отделяется.
Мигель приступает к пальмам. Часть бумаги под пальмой нужно намочить водой.
Очень много разницы в штрихах и линиях. Кажется, легко,а на самом деле...
Техника Мигеля предполагает довольно быструю работу. Во-первых, бумага горячего прессования в принципе сохнет быстро, во-вторых, угол наклона планшета большой, в-третьих, жаркое солнце Испании способствует скорейшему высыханию бумаги.
Мигель показывает, где будет размещен гамак на картине
Нижняя пальма ближе, поэтому немного ярче и насыщеннее
Вот так. Надо тренироваться рисовать людей на пляже)
Проработка дерева справа
Обратите внимание, пожалуйста, на кисти в обеих руках.
Мигель часть использует кисти из ушного волоса российского производства. Все время забываю себе такие купить. Они достаточно упругие и удобны для работы.
А вот вообще обе кисти в работе. Это дерево справа очень непростое. Нужно как-то сделать его не скучным (все-таки большой кусок занимает), интересным, немного абстрактным, ну и конкретики добавить. Сложная задача.
По сырому прорабатываем песок. Я обратила внимание на то, что Мигель работает по частям. И перед работой смачивает водой нужный участок. За счет гладкой бумаги, красок в тюбиках, белил и большого наклона (что, кстати, важно), получаются такие красивые переходы и подтеки.
А вот, что получилось в итоге)
Покрупнее кусочек. И кот, конечно)
И еще фрагмент. Много птиц и все разные)